Особенности национального офф-роуда в зимний период

Как правильно зимой покорять бездорожье

В №12 за 2009 год мы подняли тему подготовки внедорожника к зиме. На этот раз речь пойдет непосредственно об эксплуатации автомобиля в условиях зимнего бездорожья

Зимний офф-роуд менее зрелищен, чем летний. Из-под колес не летят комья грязи, вокруг не чавкает болото, да и пейзажи все больше однотонные.

Но из вышеперечисленного вовсе не следует, что зимой кататься менее интересно, а главное, проще. Да, грязь замерзла, но на ее место пришли снежные брустверы, наст и лед. Они не прощают ошибок, застрять и даже искалечить машину с их помощью можно в два счета, а значит, надо быть предельно внимательным. О том, какие опасности таит в себе замерзшая влага, и пойдет речь в этой статье.

 

Внимание, лед!
Многочисленные лужи, которые так радовали нас летом, замерзли и на первый взгляд не содержат в себе угрозы, но это не так. В средней полосе лед на лесных ручьях и лужах не всегда достигает толщины, которая может выдержать внедорожник. Обычно он проламывается под колесами, и машина оказывается в воде, при этом перед ней, а иногда и за ней, лед остается целым. Распространенная ошибка новичков — продолжать движение вперед, ломая его бампером. Это неправильное действие. Ледяное полотно пойдет выше бампера и будет ломаться о кузов и фары, калеча их, либо уйдет под бампер и начнет курочить подвеску, выламывая рулевые тяги и обрывая тормозные шланги. Даже если вам удастся добраться до противоположного берега (хотя вероятность того, что вы окончательно застрянете посередине ручья, окруженные со всех сторон льдом, гораздо выше), выбраться на высокий припай (промерзший до земли край водоема) без лебедки будет проблематично. Потому наиболее правильная схема действий следующая: когда автомобиль проломил лед, не стоит сразу продолжать движение. Выйдите из салона и посмотрите под колеса. Если глубина подо льдом небольшая и кромка не достает до бампера, можно продолжать движение, но на небольшой скорости. Если же обломки льда не уходят под колеса, а громоздятся под бампером, следует снова остановиться и вручную удалить их из подмоторного пространства.

В случаях, когда машина провалилась глубоко и лед доходит до бампера или даже выше его, самое верное решение — вытаскивать ее назад, после чего ломать лед вручную, освобождая от него брод, либо искать объезд. Если же возможности извлечь внедорожник задним ходом нет, надо попробовать ликвидировать лед непосредственно перед ним. Это можно сделать с помощью топора, пилы или реечного домкрата. Если вы пользуетесь хай-джеком как ломом, рекомендую предварительно снять с него упорную пяту, в противном случае у вас будут неплохие шансы расколоть ее об лед. Если ничего из вышеперечисленного не помогло, остается с помощью домкрата, сенд-траков и лебедки извлекать авто наверх, используя ту же тактику, что и для болотного ковра. В том случае, когда вы отправились штурмовать зимнее бездорожье в одиночку и без снаряжения, самое время идти за трактором. Лучше сделать это сразу же, не дожидаясь, когда вокруг машины схватится лед.

В сильные морозы уровень воды в реках падает, и между льдом и водой образуется пустое пространство. Соответственно лед без опоры на воду легко ломается, поэтому перед выездом на узкую речку с крутыми берегами стоит, вооружившись буром, проверить толщину ледяного покрова и убедиться в отсутствии пустот под ним. В противном случае автомобиль провалится и попадет в ледовую ловушку. Страшно в такой ситуации не то, что машина зажата льдом, а то, что она не может оперативно выехать обратно, потому что при сильных морозах мосты внедорожника очень быстро леденеют.

В любом случае после преодоления водных преград в морозы следует осмотреть подвеску на предмет повреждений, а также удалить из нее куски льда.

Езда по снегу

Коварство снега в том, что он полностью скрывает рельеф дороги, и зачастую под ровным белым покровом может скрываться глубокая колея, канава или поваленное дерево. Посему по снежной целине лучше всего двигаться медленно.

Основная хитрость при движении по глубокому снегу — это не допускать пробуксовки колес, в противном случае машина сразу же выбросит снег изпод шин и уляжется на мосты, после чего выехать будет весьма непросто. Чтобы этого избежать, нужно двигаться «внатяг» — на завышенной передаче и небольших оборотах двигателя. Оптимальное положение педали акселератора — треть хода. При движении в подобном режиме мотору не хватит мощности провернуть колеса, когда сопротивление качению возрастет. И помните: лучше пусть автомобиль заглохнет, чем забуксует. Держа педаль газа на одном уровне, внимательно слушайте мотор: если он работает ровно, значит, все нормально, автомобиль уверенно едет вперед, а если начинает терять обороты, значит, ему все сложнее ехать. Надо остановиться, причем для этого не следует работать педалью тормоза — достаточно выжать сцепление. Затем включите заднюю передачу и на минимально возможном газу отойдите на пару метров назад, после чего снова продолжите движение вперед, трамбуя снег. Если вы все же застряли, ни в коем случае не стоит газовать, наоборот, старайтесь очень плавно трогаться вперед и назад, наминая себе дорогу. Если все делать правильно, велика вероятность того, что машина выедет без посторонней помощи. Именно так и надо ехать по глубокому снегу — наминая его. Не стоит и пытаться докопаться до земли — замерзший грунт вам ничем не поможет, вы только окончательно застрянете. Ну и, само собой, для езды по снегу давление в колесах следует снизить как минимум до 0,8 атмосферы, потому что, как только вы начнете движение и воздух в шинах прогреется, давление возрастет. Если же вы ограничитесь стравливанием до 1,5 атмосферы, эффект будет незаметен.

Уход за лебедкой
Перед зимним сезоном в редуктор автомобильной лебедки следует залить более жидкое масло, чтобы иметь возможность пользоваться свободной размоткой на морозе. Но при экстремально низких температурах масло все равно загустеет, и использование свободной размотки станет невозможным. Тогда размотайте трос с помощью электромотора лебедки. Синтетический трос после использования необходимо просушить. Для этого достаточно положить его в ноги штурману и на некоторое время включить печку. Если этого не сделать, вода, которую трос впитывает как губка, замерзнув, разопрет его, что приведет к разрывам волокон, а в отдельных случаях, например, если трос намотан плотно на барабан лебедки, возможна поломка последнего. Поэтому, если вы редко пользуетесь лебедкой, правильным будет на зиму заменить синтетический трос на стальной. Но и его после использования следует полностью сматывать с барабана, чтобы начавший образовываться на бухте лед отвалился. Таким образом вы исключите саму возможность смерзания троса на барабане.

Зимнее снаряжение

Присадку «Антигель» для дизельных двигателей необходимо хранить при плюсовой температуре, потому что на морозе она замерзает, а в таком состоянии ее нельзя добавлять в топливо.

Газовые горелки и фонари, которые верно служили вам все лето, лучше оставить дома и не таскать с собой. Зимой это лишний багаж. При отрицательных температурах газ не испаряется, и горелка в лучшем случае будет грустно исторгать из себя коротенькие язычки пламени, которыми трудно согреть что-либо. Зимой надлежит пользоваться бензиновыми примусами и горелками. С ними несколько больше возни, но при этом они надежны и в состоянии вскипятить чайник даже на пятидесятиградусном морозе, правда, в последнем случае потребуется некоторая сноровка, чтобы распалить горелку.

Особое внимание следует обратить на обувь водителя. Как показала практика, для зимнего офф-роуда лучше всего подходят старые добрые унты. Но легкая и теплая обувь советских летчиков имеет два существенных недостатка — во-первых, она боится воды — войлочная подошва мгновенно промокает, а во-вторых, широкий ботинок норовит нажать на две педали одновременно. Резиновые бахилы с войлочным чулком менее удобны — они тяжелее и не так хорошо сидят на ноге, зато не боятся воды. Хуже всего проявляют себя зимние ботинки с влагоотводящей подкладкой. Они рассчитаны на постоянное движение, а в офф-роуде его нет, потому что большую часть времени вы проводите за рулем. Соответственно в этих дорогих и на первый взгляд отличных защитниках от холода вы получите массу шансов всерьез замерзнуть. К тому же такие ботинки обычно имеют толстую подошву, которая дубеет на морозе, и почувствовать педали через внушительный кусок замерзшей пластмассы проблематично.

Мороз также отрицательно сказывается на сроке службы энергоносителей, поэтому во время зимних выездов в машине следует иметь запасной комплект батарей для электрических приборов, которыми вы собираетесь пользоваться на улице, как то: налобный фонарик, навигатор, фото- и видеоаппаратура.

Перекус в условиях низких температур тоже сильно отличается от летнего. Есть один положительный момент — отсутствие мошки и комаров, зато все остальные — отрицательные. Еда очень быстро остывает и замерзает, поэтому раскладывать на столе все овощи и фрукты не стоит, лучше по мере необходимости приносить их из теплой машины. Закипевший чай лучше сразу же разлить по кружкам, и хорошо бы эти кружки были изотермическими (двухслойными и с крышками) — в них напиток дольше останется горячим. А потреблять пищу удобнее всего пластиковыми или деревянными приборами, в противном случае вы будете иметь сомнительное удовольствие отмораживать их от губ.

И все же, несмотря на специфику снежно-ледяного офф-роуда и трудности существования в холодной среде, красота зимней природы стоит того, чтобы пойти на их преодоление.

текст: Леня НЕМОДНЫЙ
фото: из архива автора

http://www.off-road-drive.ru/archive/47/Osobennosti_nacionalnogo_off__rouda_v_zimniy_period

You are here:   Главная Школа off-road Особенности национального офф-роуда в зимний период

Быстрый переход

Статистика

Счетчики

статистика

Rambler's Top100